Инвестиции или здоровье?

Основной новостью последней недели для всего Азербайджана является снег. Как-то неожиданно для наших властей в Баку пошел снег, и ударили сильные морозы. Хотя наши метеорологи в очередной раз показали, что они имеют право называться метеорологами, давая точные прогнозы по поводу снега, его количества, температуры и т.п. Но все равно для властей города Баку такие обильные осадки были как «снег на голову». Вероятно опять же у нас решили не нарушать традиций. Почему? И с чего вдруг такое отношение неясно. Город опять оказался полностью неготовым к зиме. В этот раз, в отличие от ноября (когда тоже метеорологи достаточно точно предсказывали погоду и опять же город был не готов к снегу) уже определенные районы лишались подачи электроэнергии, газа, отопления и т.д. Неужто власти города по-прежнему не верят метеорологам?
И так скудные на экономическую активность зимние месяцы из-за плохой погоды стали еще более скудными, но кое-какая интересная информация все-таки появлялась в прессе и в новостях. Оказалось, что ГНКАР решила увеличить свои зарубежные инвестиции и купить нефтеперерабатывающий завод в Швейцарии. И для швейцарцев это оказалось спасением. Ведь в середине января этого года компания, которой принадлежала данный НПЗ и ряд других объявила о своем банкротстве и, конечно же, о связанном с этим сокращением рабочих мест, что отрицательно сказалось бы на благополучии определенных групп населения. И швейцарцы достаточно долго искали инвестора, который сумел бы сохранить. Ведь ясно, в наше время инвесторы обыкновенно не занимаются сохранением рабочих мест и убыточные предприятия не держат, а сразу ликвидируют. И найти такого инвестора, который бы согласился на такой риск дело очень сложное. Но швейцарцы сумели. И как ни странно, этим инвестором стала наша госнефтекомпания. С чего вдруг? Оказывается, что на этом заводе работает 260 человек, которые не сумели получить заработную плату за январь, что по швейцарским меркам достаточно возмутительный случай. А содержание НПЗ при падении рентабельности такого рода предприятий становится сложнее, а Швейцарии в настоящий момент НПЗ очень важны (ввиду отказа от атомной энергии). Получается парадокс, но азербайджанцы спасают швейцарцев. Лет 10 назад такое услышать было бы странно, а сейчас все возможно.
Но данные инвестиции не первые инвестиции ГНКАР в экономику Швейцарии. Так в ноябре 2011 года ГНКАР подписало контракт с Exxon о покупке всех ее швейцарских активов. И в данном случае оказалось все в том же духе, азербайджанцы решили спасти швейцарцев. Компания Exxon решил полностью избавиться от всех своих швейцарских активов, но причины для этого не были объявлены. Но если самая прибыльная компания мира отказывается от активов, вероятно, все-таки там существуют определенные проблемы. И не каждый купит такие активы, что и оказалось верным. Мало кто в Европе заинтересовался этими активами (хотя там 172 заправочные станции, один завод и две компании). Но ГНКАР купил их (правда официальное разрешение еще не было получено, но все будет решено уже в этом году). В результате чего будет сохранено 900 рабочих мест в Швейцарии. Что и говорить, благородный поступок, ГНКАР решил сохранить в Швейцарии свыше 1 тыс. рабочих мест. Вообще внешние инвестиции это хорошая вещь, особенно когда местные компании инвестируют зарубеж, таким образом, считается что они повышают имидж страны, и превращаются в бренды. Хотя в какой такой бренд превращается ГНКАР, неясно.
Но хотя эта информация очень интересна, в новостных лентах была и другая информация, связанная с ГНКАР, которая прошла как-то незаметно. Так, 26 января этого года Кабинет Министров установил регулирование деятельности 11 лечебно-диагностических центров в различных регионах страны и Центральной больницы нефтяников. С этого момента они перешли полностью на финансирование Министерства здравоохранения, и будут регулироваться государственным бюджетом, а Центральная больница нефтяников вообще переходит на самофинансирование. Но интересным было не это, так оказалось что до конца прошлого года, практически все эти объекты находились на балансе ГНКАР. Но в начале этого года ГНКАР решил отказаться от них. В результате заработные платы, которые были там выше чем в остальных медучреждениях, станут наравне с другими (то есть ниже), и, конечно же, как и в остальных медучреждениях, находящихся на балансе Министерства, финансирование и т.п. станет хуже. А переход на самофинансирование это вообще нонсенс в каком-то роде. Одна из самых известных больниц теперь станет фактически частной (правда официально Министерство здравоохранения будет помогать).
Но данная новость на фоне зарубежных инвестиций ГНКАР выглядит парадоксально. Ведь ГНКАР увеличивает свои зарубежные инвестиции, спасает свыше 1 тыс. швейцарских граждан от увольнения, а в своем государстве прекращает финансирование медицинских учреждений. Зачем? Неужто швейцарские граждане важнее здоровья собственных граждан (а больница нефтяников вообще обслуживала нефтяников, то есть ее рабочих)? Или же увеличение активов за рубежом для Азербайджана несет какую-то перспективу? Все-таки в той же Швейцарии система здравоохранения одна из лучших в мире, может лучше бы было это перенять? А получается, что Госнефтекомпания, несмотря на то, что является государственной, занимается чисто коммерческой деятельностью. Даже в этом отношении, интересным фактом является то, что в Азербайджане сохранением рабочих мест ГНКАР не занимается. Еще не было такого факта, когда какое-либо закрывающееся или обанкротившееся предприятие переходило на баланс ГНКАР, с целью спасения работников данного предприятия. Ведь большинство предприятий и так не работает, в особенности в нефтяной и связанной с нею отраслях (работают лишь несколько, и то неважно, так как мы экспортируем, в основном, сырье, а не продукцию). Не лучше бы было спасти несколько тысяч своих граждан от неминуемой нищеты? Тем более это бы обошлось намного дешевле, если сравнивать заработные платы.
А пока остается сидеть дома и смотреть на то, как улицы заметаются снегом и вся техника не может справиться с ее уборкой, в результате чего в огромном Баку полностью парализуется жизнь.

Leave a comment